Ученые Пермского Политеха подтвердили эффективность нового комбикорма для цыплят на птицефабрике

Фильтры

Регион

Новости

Для увеличения эффективности работы в птицеводстве используют кормовые добавки, которые являются источником микроэлементов, аминокислот и других активных веществ. Они позволяют избежать применения антибиотиков и стимуляторов роста, которые могут негативно сказаться на здоровье птиц и потребителей их мяса. Ученые ПНИПУ ранее разработали комбинированную БАД для цыплят, а теперь на ее основе создали комбикорм «Вермин», который успешно протестировали на птицефабрике. Это позволило доказать эффективность нового метода выкармливания, способствующего полноценному развитию сельскохозяйственной птицы и обеспечению продовольственного суверенитета России.

Результаты исследования были опубликованы в журнале "Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана". Разработка проводилась в научно-образовательном центре ПНИПУ в рамках программы "Приоритет 2030".

Для того чтобы цыплята бройлеров не заболевали и быстрее росли, на птицефабриках используют различные методы стимуляции. Одним из таких методов является применение антибиотиков, которые могут быть опасны для человека. Однако можно отказаться от них, используя альтернативные решения, например, комбикорм с добавлением БАДов, которые благоприятно влияют на прирост массы и выживаемость птиц, не ухудшая качество мяса.

Ученые ПНИПУ разработали кормовую добавку под названием "Вермин", объединив в ней два компонента: высушенную траву Левзеи сафлоровидной и дождевого червя, который является дополнительным источником белка (содержание протеина составляет от 55 до 70%). Предложенный состав добавки способствует снижению стресса, ускоряет набор массы и оказывает иммуномодулирующее действие. Для подтверждения эффективности добавки ученые провели несколько исследований и получили патент на изобретение.

Ученые вначале исследовали эффективность смеси в лаборатории, затем уже включили ее в состав комбикорма на птицефабрике. Кроме того, специалисты изучили антигипоксическое действие, аминокислотный состав и биологическую активность добавки.

В лабораторном эксперименте цыплят разделили на две группы – контрольную и опытную, по 20 птиц в каждой. Условия содержания в эксперименте были максимально приближены к условиям на птицефабрике, с ежедневным взвешиванием. Кормовая добавка составляла 1,2% от массы корма и вводилась начиная с 8-го дня жизни. Масса цыплят в опытной группе, получавшей добавку, через 7 дней превысила массу контрольной группы на 217 граммов.

В ходе эксперимента на птицефабрике было использовано по 5140 цыплят в контрольной и опытной группах. Опытная группа в течение 7 дней получала комбикорм с кормовой добавкой, в то время как контрольная группа питалась стандартным рационом. Прирост массы тела у цыплят, потреблявших комбикорм с добавкой "Вермин", превысил среднюю массу цыплят контрольной группы на более чем 100 грамм. Кроме того, выживаемость птиц увеличилась, а общее потребление корма снизилось.

По результатам экономических расчетов, стоимость кормовой добавки на одну птицу не превышает 7 рублей.

Старший лаборант-ассистент кафедры химических технологий ПНИПУ Ксения Малышева объясняет, что добавление отдельных элементов в рацион птиц не увеличит эффективность бройлерного птицеводства. Дождевые черви не увеличивают вес, а Левзея сафлоровидная лишь незначительно увеличивает массу тела после 40 дней использования. Смешанный состав этих компонентов в одной добавке позволяет ускорить набор массы и уменьшить использование антибиотиков при выращивании птицы.

Политехники продолжили исследования, определив аминокислотный состав кормовой добавки и оценив ее влияние на нервную систему и двигательную активность в научно-образовательном центре прикладных химических и биологических исследований НОЦ ХимБИ.

Эксперименты были проведены на белых крысах. Гранулы кормовой добавки были предоставлены животным натощак перед кормлением в течение 14 дней. Контрольная группа получала гранулы без добавки. За час до тестирования крыс помещали в установку, известную как "темная камера с отверстиями". Затем в течение 5 минут фиксировали двигательную активность, реакцию на обоняние клетки в качестве фактора стресса, а также отклонения в моторной сфере (шаткость походки, тремор и т.д.). Исходя из этих данных, исследователи делали выводы о уровне тревожности и активности крыс.

Исследование аминокислотного состава показало, что добавка содержит все необходимые аминокислоты (лизин, метионин, валин, гистидин, лейцин и изолейцин), которые способствуют быстрому набору массы у птиц.

Наша добавка для выкармливания цыплят бройлеров содержит сопоставимое количество аминокислот с рыбной мукой, но при этом является значительно более экономичным вариантом. Кроме того, мы можем настраивать соотношение компонентов в зависимости от конкретных потребностей производства. Исследования показали, что использование нашей добавки способствует увеличению двигательной активности и снижению уровня тревожности у животных, что подтверждается уменьшением количества отверстий в клетках. Кроме того, применение "Вермина" увеличивает продолжительность жизни белых мышей при гипоксии на 45%, - отмечает кандидат медицинских наук, научный консультант по фармакологии НОЦ ХимБИ ПНИПУ Сергей Солодников.

Ученые ПНИПУ выяснили, что новая кормовая добавка для цыплят бройлеров, которую они разработали, имеет высокую пищевую ценность, позволяет быстро и качественно выращивать цыплят в промышленном птицеводстве без вреда для животных и человека. Сейчас политехники оформляют патент на изобретение и готовятся к запуску нового продукта на рынок.

Источник: agroxxi.ru